lyadov_an_1Личность яркая и самобытная. Он сочинил не так уж много произведений, но зато каких! Русский эпос в музыке - основное направление в его творчестве. Современники говорили, что он превзошёл самого Н.А.Римского-Корсакова.


Композитор родился в 1855 г. в музыкальной семье. Дед – Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. Отец – Константин Николаевич – композитор, служил капельмейстером Императорской Русской оперы. В Петербургской консерватории получал образование вначале по классам фортепиано и скрипки, затем перешел к Н.А.Римскому-Корсакову обучаться композиторскому мастерству. Консерваторию он окончил в 1878 г. с серебряной медалью и званием "Свободного Художника", после чего там же был оставлен преподавателем, позже стал профессором.   

Уроки Римского-Корсакова оказали сильное влияние на творчество композитора. Он страстно изучал русское народное песенное творчество, национальный фольклор, интересовался этнографическими вопросами. Все это нашло отражение в его музыке. Лядов был принят в Балакиревский кружок «Могучая кучка», руководимый «могучим» критиком В.В.Стасовым, но до конца музыкальные устремления кучкистов не принимал. Он считал, что художник должен быть свободным в своем творчестве, без навязывания ему со стороны патриотических идей, чем всегда грешил Стасов, и писать музыку ту, которую он хочет. Поэтому, ему был более идейно близок П.И.Чайковский со своей замкнутой независимостью. Тем не менее, М.А.Балакирев в области изучения и гармонизации народной музыки производил на Лядова глубокое впечатление.

Именно у Балакирева произошло знакомство композитора с А.К.Глазуновым, с которым он был дружен до конца жизни. Их объединяли общие взгляды на свободу музыкального творчества. Этому не мало способствовал кружок мецената, музыкального критика, издателя – Митрофана Петровича Беляева. На знаменитых «беляевских» пятницах музыканты могли не только «музицировать», но и свободно высказывать свои взгляды на отечественные и европейские музыкальные течения.

Лядов был композитором тонкого ума, что неизменно отражалось на изяществе его произведений. Он ярко реагировал на проявления литературно-художественной жизни своего времени. Боготворил А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, терпеть не мог Л.Н.Толстого и А.М.Горького, зачитывался Ницше, преклонялся перед Р.Вагнером. В одном из писем своему другу В.А.Авдееву он замечает: «Мне ужасно жаль было Чехова. Один был, да и тот сплыл! Теперь лафа Горькому угощать нас босяками, ворами, горизонталками – кушайте! Нет, благодарю вас!»

Сочинял мало, потому что от природы был ленив и не спешен, и увлекался философствованием. Зато, то, что вышло из-под пера композитора, может по своей глубине затмить каталоги сочинений «кучкистов» и даже самого Н.А.Римского-Корсакова. Непревзойденны его сочинения для оркестра: «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Из Апокалипсиса», «Кикимора», «Про старину», «Скорбная песнь». А многочисленные обработки русских народных песен и фортепианные пьесы, до сих пор дожидаются понимающего русскую музыку исполнителя.

Совершенно неизвестен Лядов как художник. Он рисовал много для своих детей, рисунки развешивались на стенах квартиры, составляя маленькие семейные тематические выставки. То это был вернисаж мифологических существ: странных человечков, чертиков – кривых, хромых, косых и даже «благообразных», или карикатур на «творческую личность»: литератора, певицы, учителя танцев…

Спутницей жизни и единомышленницей композитора была Надежда Ивановна, урожденная Толкачева – словесница, кончившая Высшие Женские курсы.

А.К.Лядов умер в 1914 г. и был похоронен в С.-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Его могилу украшал скромный крест. В 1936 г. композитор перезахоронен в Некрополь Мастеров искусств. Настоящее надгробие в виде плиты установлено в 1950 г.