blok20В Новом Выставочном зале  Государственного музея городской скульптуры работает выставка  «Город мой непостижимый…»,  посвященная 140-летию со дня рождения Александра Блока.

 

 

Для Блока Петербург – это белые ночи, туманы, бледная заря, широкая полноводная Нева, свежий морской ветер, дворы-колодцы,  «ледяная рябь канала», «снежная вьюга»… Все это  Петербург.   Поэт любил и великолепно знал свой город –  и не только его центральные улицы и площади, но и «самые глухие его уголки и все ближайшие окрестности»:  Озерки, Парголово, Сестрорецк,  Шувалово…

На выставке впервые  во всей полноте  представлена  графическая серия Виталия Тамбовцева «Город Александра Блока», состоящая из 14 цветных автолитографий. Этот цикл  литографий вобрал в себя  многие  творческие  и жизненные вехи  поэта, его любимые места Петербурга.  Открывает цикл лист «Римская скамья» –  в Шуваловском парке: «…страшно люблю Шуваловский парк,  как будто это –  второе Шахматово …».   Литография  из этой серии  «Медный всадник» – кумиру на бронзовом коне, ставшему символом города, времени  посвящено несколько стихотворений  поэта.  «А. Блок  в январе 1918» на  Знаменской площади  – здесь  он часто  бывал в период создания поэмы «Двенадцать», «Сфинкс  у  Академии Художеств»  упоминается в ряде произведений А. Блока. Литография  «Статуя на Аничковом мосту»  отсылает нас к стихотворению, посвященному  клодтовскому «Укротителю  коня»:  «… Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи  молчанья вечно застывший висел человек».   Графический цикл  В.Тамбовцева показывает  знаковые  блоковские места Петербурга – здание Университета,«Башня Вячеслава Иванова», «Пушкинский Дом»…

Петербург для Блока был поистине городом «сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание» и такой разный: то это город призрачно-обманчивых видений, то  «полный бунтарской революционной энергии», город солдат и матросов, поднимающихся  на штурм старого мира, то проникнутый гуманистическими чувствами, демократическим настроением…  В графических произведениях Д.П. Бучкина, А.С. Ведерникова, Е.Н. Померанцевой, Т.Н. Давид, В.Е. Верещагина, И.Л. Черновой-Дяткиной, А.П. Остроумовой-Лебедевой, представленных на выставке, мы можем видеть очень разные аспекты восприятия  города.  Блок  с горечью, но очень точно сказал: «…Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь…».  Подобный взгляд, настроение, как нельзя лучше, переданы в произведениях М.В. Добужинского,  П.А. Шиллинговского, показанных на выставке.

Особого внимания заслуживают рисунки, эскизы к проектам памятника  А.А. Блоку, исполненные талантливым петербургским скульптором  Е.Н. Ротановым.  Это  его многолетние размышления о  Блоке, о памятнике поэту, который должен появиться в Петербурге.  Своего Блока  Ротанов решает  очень разнопланово: стоящим  у собора, шагающим по Петербургу, с которым связан  тесными узами...  Преодолевающий ветер и жизненные  невзгоды, Поэт идущий  по городу.  Именно такой Блок – экспонируется  на выставке – модель памятника скульптора Е. Н. Ротанова.

Представленные на выставке открытки – не только места, связанные непосредственно с жизнью поэта, но столица в целом, с её праздничной и будничной сторонами жизни, фешенебельными улицами, набережными, обывательскими домами и рабочими окраинами.Интересны репродукционные  открытки, выполненные с живописных и графических работ известных мастеров Серебряного века: А.П. Остроумовой-Лебедевой, М.В. Добужинского, С.П. Яремича. Революционный Петроград, нашедший воплощение в поэзии Блока, отобразил художник А.Ф. Белый.

По фотопортретам Блока можно проследить, как менялся его облик от парного с  Л.Д. Менделеевой портрета 1903 года, до последнего, созданного М.С. Наппельбаумом в 1921 году.  Среди книг следует  отметить издание:  Александр Блок  «Стихи о России». 1915 года.

Мемориальные доски, как экспонаты музейной коллекции, также представлены на выставке. Архивные фотографии памятных досок позволяют увидеть город Блока, где непосредственно жил и творил поэт.