nonk1 – 15 декабря. Вернисаж состоится 1 декабря в 16 00

РОССИЯ-ФРАНЦИЯ FRANCE-RUSSIE

В. АФАНАСЬЕВ  А. БАСИН  А. БЕЛКИН  А. ВАСИЛЬЕВ  В. ВИДЕРМАН В. ГАВРИЛЬЧИК  Ю. ЖАРКИХ  А. ЛЕОНОВ  О. ЛЯГАЧЕВ  А. ПУТИЛИН

Выставка объединила 10 художников «газа-невской культуры» — участников легендарных выставок ленинградского андеграунда в ДК им. И.И.Газа (1974) и ДК «Невский» (1975).


Две выставки, полностью изменившие «ландшафт» ленинградского искусства и определившие его будущее развитие - случай небывалый. Разумеется, была предыстория: появление «неофициальных» школ и «неофициальных» художников, чьи интересы были весьма далеки от метода соцреализма, были квартирные и клубные выставки, были собрания и переговоры с властями. Но главным событием стали выставки: 4-дневная в ДК им. Газа (декабрь 1974)  и 10-дневная в ДК «Невский» (сентябрь 1975). Многочасовые очереди, десятки тысяч посетителей.

Рождались новые художественные направления, рождался новый зритель. Главным стержнем газа-невской культуры стала борьба художников, не входящих в состав организации «Союз художников», за право выхода к массовому зрителю, участие в выставках. Официальный Союз не допускал «посторонних» на свои выставки и фактически полностью распоряжался всеми выставочными площадками Ленинграда. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. Осенью 1974 г. начались переговоры о проведении выставки. (После «Бульдозерной выставки» в Москве между художниками-нонконформистами и властями возникли еще более напряженные отношения. В то же время всплеск зарубежного интереса к событиям на Беляевом поле вынудил власти пойти на некоторые уступки художникам).

У первой выставки ленинградского андеграунда в ДК им. Газа не было ни четкой структуры, ни четкой эстетической программы. Разброс стилей был весьма широк (в числе источников: русский авангард и русская икона, абстракционизм и поп-арт, сюрреализм и салон). И все-таки было единство: объединял пафос борьбы за право выбора своего пути в искусстве и право выхода к широкому зрителю. И поскольку эта борьба была делом новым и во многом - рискованным, она придавала ощущение собственной значимости и героизма. В среде андеграунда рождалась новая культура, объединившая художников и поэтов, фотографов и критиков. Волны этой культуры распространялись по городу, захватывая творческую и техническую интеллигенцию, молодежь, массы «сочувствующих». Участники легендарных выставок остались в истории  ядром новой культуры. Выставка в ДК «Невский» была больше и продолжительней, но энергетический заряд ее оказался слабее, чем в ДК им. Газа, где каждый ощущал личный риск и личный героизм. Внутри созданного художниками ТЭВ (Товарищества экспериментальных выставок) уже не было единства.

После выставки в ДК «Невский» движение распалось. В 1975-79 гг. более 30 художников газаневщины эмигрировали из страны. И все-таки, «ядро» сохранилось. Несмотря на расстояния и границы, разброс судеб и прожитые десятилетия. Сохранились дружеские и творческие контакты, интерес к творчеству друг друга. Выставка «38 лет вместе» соединила пять художников, живущих во Франции и пять художников, живущих в России. Впрочем, в последние десятилетия границы зачастую оказываются размытыми: Валентин Афанасьев живет в Париже и Петербурге, Анатолий Басин — в Петербурге и Иерусалиме. Международные выставки для всех стали привычным делом. И все-таки опыт погружения в иную культурную среду важен — и тем интереснее сравнить творческое развитие бывших соратников за годы, прошедшие после выставок ленинградских нон-конформистов. Валентин Афанасьев – музыкант и художник, изобретатель системы соотношений цветов и звуков, позволяющей воспринимать музыку в цвете (открытие, запатентованное во Франции и в России). В программной картине «Чакона» Баха», написанной "по нотам", живопись становится «цветовой записью» музыки. Создание стройной научной теории, опыты цвето-музыкальных концертов, живописное «воплощение» музыки потребовали многих лет труда. Но и в ранних работах В.Афанасьева уже явственно заложена музыка живописи — в особом музыкальном ритме цветов и линий. Анатолий Басин, ученик одного из самых значительных ленинградских педагогов, О.А.Сидлина. Сидлинская установка «организации плоскости с помощью пятна, линии, цвета» стала основой творчества А.Басина в 60-е и не меняется по сей день.  Неизменность живописной манеры,  круга сюжетов, приверженность темной, сближенной палитре с преобладанием «солирующего» цвета,  напряжение холста, достигнутое цветом или чувственной линией,  мощная захватывающая драматургия при внешней статичности — это Басин 1970-х и 2010-х, захватывающе новый в каждой узнаваемой работе.

Помимо живописи увлекается философией, пишет эссе. Автор-составитель сборников по истории и теории искусства (в т.ч. знаменитой «Газаневщины»). Анатолий Белкин — из самых молодых участников газа-невских выставок, однако уже в середине 1970-х известный, активный, непременный участник всех важных выставок и событий в среде андеграунда. В творчестве А.Белкина сочетаются внимание к деталям, своеобразной «документальности», с многослойной, подчас абсурдистской, смысловой игрой. Будучи человеком одаренным, А. Белкин обрел известность не только как художник, но и как автор статей и книг, телепередач журнала, наконец,  великолепный рассказчик. Анатолий Васильев оказался в гуще движения нонконформистов уже в 1960-е. Знакомство с семьёй Лягачевых и с М. Шемякиным, квартирные выставки, поэтические чтения, разговоры о музыке, литературе, театре. Анатолий участвует с О. Лягачевым в издании рукописных альманахов как иллюстратор и как автор — прозаик и драматург.  Живопись А.Васильева, сложившаяся под влиянием метафизической живописи М.Шемякина и особой атмосферы, возникшей в творческой группе «Петербург» (М.Шемякин, А.Васильев, О.Лягачев). Атмосфера изысканной театральности, возникшая в этой группе, сохранилась в творчестве А.Васильева навсегда. Александр Леонов — один из самых активных деятелей газа-невского движения. Оставив академическую школу после двух лет обучения в Институте им. И.Е.Репина, А. Леонов занялся разработкой собственной живописной системой уже в 1960-е годы. Истоки: русский авангард (Кандинский, Малевич, П. Филонов), ркусская икона («при всем несходстве внешнем»), философия «космического абстракционизма» (по определению художника). После эмиграции в Париж (1977) развивает свою живописную систему. Владлен Гаврильчик - один из наиболее ярких представителей ленинградского андеграунда. Художник, поэт,  прозаик. Военный моряк, занялся искусством в весьма зрелом возрасте. Как самоучка, начал с наива. И уже вполне сложившимся мастером избрал примитивизм как свой стиль, весьма созвучный характеру художника, светлому и ироничному. В своем многогранном творчестве (живопись и графика, фотография и объекты, проза и поэзия) проявил себя как личность неординарная, «единичная». Олег Лягачев.

В конце 1960-х увлекается разработкой собственной живописной системы, которую называет «семиотическим искусством». В 1975 году эмигрирует во Францию, где продолжает развивать семиотическую живописную систему. Пройдя период увлечения экспрессионизмом, к 1990-м годам вновь приходит к семиотике и к середине 90-х — к «абстрактному классицизму» (авторский термин художника). О. Лягачев — создатель литературной группы «Чертополох», автор рассказов и повестей. Автор семи книг поэзии, четырех романов (под псевдонимом Хельги Лужин) Владимир Видерман в 1970-е годы придерживался фигуративных форм в живописи и графике, но использовал свободное обобщение, которое тяготело к геометрическому знаку. В 1980-е происходил постепенный переход к очищенной абстрактной форме, воспринятой от мастеров русского авангарда. С 1980-х и по сей день работает в стиле геометрической абстракции, передавая разнообразные взаимодействия локально окрашенных элементов композиции, исследуя зависимость динамики и статики от цвета и формы. Юрий Жарких. Живописец, график, талантливый организатор и общественный деятель, инициатор выставок неофициальных художников в ДК им. И.И.Газа и ДК «Невский», сыгравший важную роль в формировании Товарищества экспериментальных выставок.

С 1970-х проявился как самобытный художник, создавший собственный, незаимствованный живописный стиль. После переезда во Францию (1978) развивает свою творческую систему, вобравшую увлечение аналитическим методом П.Филонова, сюрреалистические формы спонтанного воображения, традиции русского авангарда и немецкого экспрессионизма. Работы Ю. Жарких сочетают чисто живописные достоинства с глубоким эмоциональным переживанием - близкой П.Филонову «мировой скорбью». Анатолий Путилин в ранний период творчества испытал воздействие П.Филонова и К.Малевича.  В 1970-е появляются его знаменитые Овоиды. «И однажды они явились ко мне – вестники из другого мира. Я нашел свою формулу духовности – Овоид или Сфероид. Явился он, как всегда, неожиданно. Но можно легко рассмотреть его прообраз во многих предыдущих работах: стремление разных странных персонажей и предметов к объему, к попытке оторваться и воспарить». В 1975 Путилин в ДК «Невский» А.Путилин впервые выставляет свои овоиды, и с тех пор эта тема остается в его творчестве неизменной — в Ленинграде конца 70-х и в Париже, куда художник эмигрировал в 1979 году. При несхожести живописной манеры и творческих установок 10 художников, представленных на выставке, обнаруживают несомненное сходство: в масштабности личностей, не ограниченных кругом живописных интересов, но ярко проявляющихся в других областях, будь то поэзия или музыка, проза или философия, и несгибаемость творческой воли, воспитанная, быть может, в яркий и героический период легендарных выставок ленинградского андеграунда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить